ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 92RS0003-01-2025-000834-35 |
Дата поступления | 14.02.2025 |
Категория дела | Иски, связанные с возмещением ущерба → О компенсации морального вреда, в связи с причинением вреда жизни и здоровью |
Судья | Тесля Юлия Владимировна |
Дата рассмотрения | 20.03.2025 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде | 14.02.2025 | 13:28 | 15.02.2025 | ||||||
Передача материалов судье | 17.02.2025 | 08:58 | 17.02.2025 | ||||||
Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению | 18.02.2025 | 11:00 | Иск (заявление, жалоба) принят к производству | 18.02.2025 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 18.02.2025 | 11:01 | 18.02.2025 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 18.02.2025 | 11:01 | 18.02.2025 | ||||||
Судебное заседание | 20.03.2025 | 09:20 | каб. 12, тел. 53-09-63 | Вынесено решение по делу | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН | 18.02.2025 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГБУ "Парки и скверы" | ||||||||
ОТВЕТЧИК | Департамент городского хозяйства города Севастополя | 9204005268 | 920401001 | 1149204009932 | |||||
ИСТЕЦ | Законный представитель несовершеннолетнего Титарь Мария Юрьевна | ||||||||
ИСТЕЦ | Прокуратура Ленинского района г. Севастополя | ||||||||
ИСТЕЦ | Информация скрыта |
Дело №2-1258/2025
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2025 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Тесля Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Балакиной К.С.,
с участием прокурора – Толокновой А.В., законного представителя несовершеннолетнего Титарь М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в городе Севастополе гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, поданное в защиту интересов несовершеннолетней ФИО2, к Департаменту городского хозяйства <адрес>, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, – ГБУ "Парки и скверы", о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд в интересах несовершеннолетнего ФИО2, с иском к Департаменту городского хозяйства <адрес> о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нападением и укусами безнадзорного животного в размере 10000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗС «Городская больница № – Центр охраны здоровья матери и ребенка» за медицинской помощью обратился несовершеннолетний ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. При оказании медицинской помощи у несовершеннолетнего диагностированы укушенные ссадины ягодичной области и бедра, которые причинены безнадзорной собакой. В результате укуса ребенок испытал сильную боль и испуг, был вынужден пройти курс лечения. Данное обстоятельство явилось следствием ненадлежащего выполнения ответчиком полномочий по отлову безнадзорных животных, возложенных на него законодательством, и бездействия ответчика.
Прокурор в судебном заседании требования иска поддержала, просила удовлетворить.
Законный представитель несовершеннолетнего ФИО2 – ФИО3 в судебном заседании требования искового заявления поддержала, просила суд их удовлетворить. ФИО3 указала, что ребенок ДД.ММ.ГГГГ возвращался домой (<адрес>) и на него напало трое неизвестных собаки, укусив в области ягодиц и бедра. Эти собаки (одна из которых черного цвета) в стае часто бегают в районе их дома, всегда головные и агрессивные, некоторое время назад они также напали и на саму ФИО3 Хозяев у собак нет, они иногда прибиваются к мужчине, ведущему аморальный образ жизни, но, так как он их не кормят, бегаю по улицам в поисках еды. ФИО2, вернувшись домой, рассказал про нападение и ею была вызвана скорая медицинская помощь, ребенок был доставлен в больницу, где был назначен курс лечения. Нападение собак периодически бывает на их улице и ее ребенок, являясь несовершеннолетним, испытывает страх, что причиняет ему моральный вред.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, от представителя ответчика в суд поступили письменные возражения, в которых представитель просит рассмотреть дело в свое отсутствие, отказав в удовлетворении исковых требований.
С учетом надлежащего извещения, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 приходится матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний ФИО2 обратился в ГБУЗС «Городская больница № – Центр охраны здоровья матери и ребенка» за медицинской помощью, при оказании которой у несовершеннолетнего диагностирована укушенные ссадины ягодиц и бедра, которые причинены безнадзорной собакой. Назначено лечение, в том числе, в виде вакцинации для профилактики бешенства в 3, 7, 14, 30 и 90 дни.
Как следует из материалов дела и пояснений истца, нападение безнадзорных собак произошло ДД.ММ.ГГГГ в районе <адрес> в городе Севастополе.
Согласно определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, по поступившему ДД.ММ.ГГГГ в ДЧ ОМВД России по <адрес> сообщению из ГБ № по факту обращения несовершеннолетнего ФИО2, 2010 г.р., в ходе проведения проверочных мероприятий, были опрошены ФИО2 и ФИО3 Установив отсутствие субъекта административного правонарушения, в возбуждении дела об административном правонарушении отказано.
В прокуратуру <адрес> обратилась мать несовершеннолетнего ФИО2, у которой ДД.ММ.ГГГГ отобраны письменные объяснения.
Под безнадзорным понимается животное, имеющее собственника и временно выбывшее из его попечения, а также животное, собственник которого неизвестен.
Безнадзорные животные являются объектом гражданских прав, в соответствии с частью 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления, следовательно, определение судьбы безнадзорных животных, предполагающее установление порядка отлова, содержания и использования, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно пункту 49 части 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» решение вопросов организации проведения на территории субъекта РФ мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению РФ, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта РФ за счет средств бюджета субъекта РФ.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 18 Федерального закона № 498-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством РФ.
Мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя, в том числе, отлов животных без владельцев, их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных, возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Возврату на прежние места обитания подлежат животные без владельцев, не проявляющие немотивированной агрессивности, после проведения мероприятий по их стерилизации и вакцинации против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных.
Деятельность по обращению с животными без владельцев согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 17 вышеуказанного Закона осуществляется в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц.
Согласно подпункту 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа относится к правам органов местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением.
По смыслу указанных законоположений, федеральный законодатель решение вопроса регулирования численности безнадзорных животных, как источника болезней путем проведения мероприятий, связанных как с их отловом, так и содержанием, отнес к государственным полномочиям субъектов Российской Федерации, которые в свою очередь, вправе наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации с передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов (ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).
В силу пунктов 9.2, 9.5 Санитарных правил СП 3.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Профилактика бешенства среди людей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, к мероприятиям по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей относится, в том числе, регулирование численности безнадзорных животных и их иммунизация против бешенства. Регулирование численности безнадзорных животных проводится путем их отлова и содержания в специальных питомниках. Все животные должны быть привиты против бешенства. При реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения организация и проведение указанных мероприятий относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.
Согласно пункту 1789 СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об определении исполнительных органов государственной власти <адрес>, уполномоченных в области обращения с животными» Департамент городского хозяйства <адрес> определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области обращения с животными в части: установления порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утвержден порядок регулирования численности бездомных животных на территории <адрес>, согласно пунктам 3.2, 3.3 которого отлов животных без владельцев выполняется специализированными организациями любой формы собственности и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на основании заявки Департамента городского хозяйства <адрес> в целях регулирования численности животных без владельцев, возвращения владельцам, профилактики инфекционных заболеваний, обеспечения общественного порядка и спокойствия населения.
Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, к полномочиям указанного органа относится обеспечение регулирования численности животных без владельцев на территории <адрес> путем их отлова в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес>.
Таким образом, мероприятия по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> осуществляет Департамент городского хозяйства <адрес>, который в случае неисполнения такого обязательства должен нести ответственность, поскольку он является заказчиком по контрактам на оказание услуг по отлову, содержанию (в том числе лечению, вакцинации, стерилизации) и возврату на прежние места обитания животных без владельцев, а также распорядителем перечисленных на его счет денежных средств из местного бюджета.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (статья 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Основания, порядок, объем и характер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также круг лиц, имеющих право на такое возмещение, регламентированы главой 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1064 - 1101).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» разъяснено, что по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
Согласно пункту 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Причинение морального вреда потерпевшему в связи с причинением вреда его здоровью во всех случаях предполагается, и сам факт причинения вреда здоровью, в том числе при отсутствии возможности точного определения его степени тяжести, является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда (п. 15 названного постановления).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда.
При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Применительно к спорным отношениям в соответствии с действующим правовым регулированием ответчик должен доказать отсутствие своей вины в причинении морального вреда несовершеннолетнему в связи с укусом безнадзорной собакой.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение подлежащих применению норм процессуального и материального права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации ответчиком не было представлено доказательств, подтверждающих отсутствие его вины в неосуществлении мер по отлову безнадзорных животных, их содержанию, в том числе лечению, вакцинации, стерилизации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункту 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» на основании части первой статьи 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Таким образом, поскольку установлен факт незаконных действий (бездействия) Департамента городского хозяйства <адрес>, послуживших причиной укуса ребенка истца безнадзорным животным, это является основанием для компенсации морального вреда, так как по смыслу положений статей 4, 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений.
В пунктах 27, 28, 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего.
Моральный вред, причиненный лицу, не достигшему возраста восемнадцати лет, подлежит компенсации по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный лицу, достигшему возраста восемнадцати лет.
При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости (пункт 2 статьи 1101 ГК РФ).
В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания (статья 151 ГК РФ), устранить эти страдания либо сгладить их остроту.
Судам следует иметь в виду, что вопрос о разумности присуждаемой суммы должен решаться с учетом всех обстоятельств дела, в том числе значимости компенсации относительно обычного уровня жизни и общего уровня доходов граждан, в связи с чем исключается присуждение потерпевшему чрезвычайно малой, незначительной денежной суммы, если только такая сумма не была указана им в исковом заявлении.
В связи с незаконными действиями (бездействием) Департамента городского хозяйства <адрес> несовершеннолетняя ФИО8 испытала и испытывает стресс в результате испуга и причиненной ей физической боли, ее душевное спокойствие и равновесие нарушено. При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает обстоятельства данного дела, принимает во внимание перенесенные несовершеннолетним ребенком страдания, оценивает доказательства, свидетельствующие о тяжести причиненного вреда здоровью, индивидуальные особенности (возраст, общее состояние здоровья, продолжительность лечения) потерпевшего, а также с учетом конституционных положений об особой защите прав ребенка.
Установленные факты безусловно свидетельствуют о причинении ребенку нравственных страданий, в том числе в виде эмоциональных переживаний и физической боли, нарушения привычного образа жизни, в связи с необходимостью прохождения лечения.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу несовершеннолетнего в размере 10000 руб. Суд полагает, что данный размер компенсации морального вреда согласуется с принципами конституционной ценности жизни, здоровья и достоинства личности (статей 21 и 53 Конституции Российской Федерации), а также с принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой – не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда. Оснований для компенсации морального вреда в ином размере судом не установлено. Доказательств невозможности компенсировать моральный вред в указанном размере ответчиком не представлено.
Доводы ответчика, указанные в письменных возражениях, что Департаментом городского хозяйства <адрес>, в том числе через ГБУ «Парки и скверы», выполняется весь комплекс необходимых мероприятий с целью исполнения возложенных государственных полномочий <адрес>. То обстоятельство, что принятые меры не позволили исключить факт нападения собаки без владельца на несовершеннолетнего ФИО2, хотя должны были быть направленными на предупреждение таких ситуаций, свидетельствует именно о незаконном бездействии ответчика, деятельность которого по обращению с животными без владельцев на территории <адрес> оказалась неэффективной, недостаточной и формальной.
Отсутствие желающих, в том числе среди организаций, занимающимися на территории <адрес> ветеринарными услугами, заключить соответствующий контракт по отлову животных без владельцев, их содержание и возврат в прежние места обитания, отсутствие ответа на пять разосланных предложения, на отсутствие в городе Севастополе центра для содержания безнадзорных животных, а также на то, что принятые в отношении отловленных собак карантинные мероприятия, мероприятия по стерилизации и вакцинации не дают абсолютной гарантии от агрессивного поведения возвращённого на прежнее место животного, также не могут быть учтены. Заявленные стороной трудности, возникающие в реализации рассматриваемых государственных полномочий, призван разрешать соответствующий компетентный орган государственной власти – Департамент городского хозяйства <адрес> во взаимодействии с иными органами государственной власти города федерального значения, государственными бюджетными учреждениями и иными лицами.
Указанные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве оснований для освобождения полностью или в части виновного лица от наступающей гражданско-правовой ответственности за такое незаконное бездействие, в окончательном итоге выразившееся в не принятии достаточных мер по выявлению и изоляции бездомных животных, проявляющих агрессию.
Определяя субъект, обязанный возместить истцу приведенный вред, суд обращает внимание на следующее.
Пунктами "б", "з" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; координация вопросов здравоохранения; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 статьи 158 БК РФ критерием определения главного распорядителя бюджетных средств, выступающего в суде от имени публично-правового образования по искам о возмещении вреда, является ведомственная принадлежность причинителя вреда (органа государственной власти, государственного органа, органа местного самоуправления или должностных лиц этих органов) независимо от источника его финансирования.
Сведения о главных распорядителях бюджетных средств содержатся в приложении «Ведомственная структура расходов федерального бюджета», утверждаемом Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также в Положении о соответствующем государственном (муниципальном) органе.
Согласно пунктам 1-2, 9.10.1 Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (далее – Положение №), Департамент городского хозяйства <адрес> является исполнительным органом <адрес> (далее – Департамент), осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сферах жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и обеспечения топливно-энергетическими ресурсами, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, функции по государственному контролю за соблюдением требований законодательства <адрес> в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории <адрес> (в границах административно-территориальных единиц - районов <адрес>), земельный контроль на территории <адрес>, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории <адрес>, входящим в систему исполнительных органов <адрес> и финансируемым за счет средств бюджета <адрес>.
Целями деятельности Департамента являются выработка и реализация государственной политики и нормативное правовое регулирование в сферах жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса.
Департамент осуществляет функции главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций, а также функции главного администратора (администратора) доходов бюджета <адрес>.
Из Приложения 3 «Ведомственная структура расходов бюджета <адрес> по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам и целевым статьям (государственным программам <адрес> и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета <адрес>», утвержденная Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 790-ЗС «О бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов», также следует, что Департамент городского хозяйства <адрес> является главным распорядителем бюджетных средств.
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что вред причинен государственным органом субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1069 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по настоящему иску является город федерального значения Севастополь, от имени которого в суде выступает Департамент городского хозяйства <адрес>, а компенсация причиненного морального вреда подлежит взысканию с города федерального значения Севастополя в лице Департамента городского хозяйства <адрес> за счет казны города федерального значения Севастополя.
При этом, суд обращает внимание на то, что финансовые органы субъектов Российской Федерации в предусмотренных законом случаях осуществляют исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в городе федерального значения Севастополе такое исполнение осуществляется территориальным органов Федерального казначейства), что не тождественно статусу государственного органа субъекта Российской Федерации, выступающего в суде от имени ответчика – субъекта Российской Федерации по иску о возмещении вреда и являющегося главным распорядителем бюджетных средств, и лишь при отсутствии либо невозможности определить орган, наделенный полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, выступают в суде от имени субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исковые заявления подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с города федерального значения Севастополя в лице Департамента городского хозяйства <адрес> (ИНН №) за счет казны города федерального значения Севастополя в пользу ФИО3 (паспорт гражданина РФ серии № №), действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение принято 24 марта 2025 года.
Председательствующий Ю.В. Тесля
